Завод большого формата

  Под таким названием в фойе 2-го этажа ЦГА г. Алматы открылась документальная выставка, посвященная 75-летнему юбилею со дня выпуска первой продукции Алматинского завода тяжелого машиностроения. Выставка подготовлена археографом Акбаевой М. 
  «Алма-Атинский машиностроительный завод» Народного Комиссара тяжелого машиностроения СССР был организован 25 сентября 1941 года на базе эвакуированных в годы войны Ворошиловградского завода, Луганского паровозостроительного завода имени «Октябрьской революции» и строящегося авторемонтного завода в г. Алма-Ате и пущен в эксплуатацию 15 января 1942 года.
  13 августа 1943 года приказом №411 Народного Комиссара тяжелого машиностроения СССР Алма-Атинский машиностроительный завод был переименован в Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения (сокращенно АЗТМ).
  АЗТМ стал самостоятельной организацией и действовал на основе хозрасчета, с самостоятельным балансом и своим расчетным счетом, имел все права юридического лица на заключение договоров, на поставку и прием готовой и сырьевой продукции. С первых дней завод начал выпускать продукцию для фронта, а с 1943 года приступил к изготовлению прокатно-транспортного оборудования и машин для металлургической промышленности и сельского хозяйства. АЗТМ был предназначен выпускать продукцию для заводов и строек Министерств черной и цветной металлургии. 
  С марта 1946 года завод переходит в ведение Главного управления металлургического машиностроения Министерства тяжелого машиностроения СССР,  а с мая 1957 года АЗТМ перешел в подчинение Управления тяжелой промышленности  Алма-Атинского Совнархоза.
  В связи с расширением основных производственных функций завода менялась и структура завода, создавались новые цеха (механо-сборочный, литейный, черной металлургии, копровый и т.д.) и были образованы отделы (производственный, заказов сбыта, главного технолога, конструктора, энергетика, технического обучения, техники безопасности и др.). Деятельность этих отделов заключалось в разработке технической документации, обеспечивающей подготовку производства, проведение возможной модернизации, унификации и улучшения конструкции машин, выпускаемых заводом, проведение проработки чертежей заказчиков применительно к возможностям завода, внедрение новинок с целью снижения трудоемкости, экономичности материала, разработка новых высоко производственных конструкций и т.д.
  В 1946-1965 годы Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения являлся единственным в СССР предприятием, которое специализировалось на производстве оборудования для холодного волочения всех видов проволоки и труб малых диаметров, а также намоточных аппаратов к агрегатам для термообработки и покрытий стальной проволоки.
  В экспозиции документальной выставки представлен 41 документ: об образовании завода, о выпускаемой продукции, проект организации управления заводом, альбом с фотоснимками «Машины освоенные заводом в 1946-1950гг.», сводный план организационно-технических мероприятий, протоколы собраний, распоряжения вышестоящих органов, информация о внедрении передовых приемов и методов труда, анализ структуры управления цехов и самостоятельных участков и др.
  В Центральном государственном архиве г. Алматы на постоянном хранении находятся документы архивного фонда Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения (АЗТМ) Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР г. Алма-Аты (Ф. 67)  за период с 1941-1983 годы в количестве 5051 ед.хранения.
Завод большого форматаЗавод большого формата